+7 (499) 978-44-77

Информцентр

12.01.2021, 18:20

Изменение законодательства о КИК с 2021

Изменение законодательства о КИК с 2021

Федеральный закон от 09 ноября 2020 г. №368-ФЗ внес ряд существенных изменений в законодательство о контролируемых иностранных компаниях (КИК).

1. Изменение срока представления уведомлений о КИК для физических лиц.

Налогоплательщики — физические лица представляют уведомления о КИК в срок не позднее 30 апреля года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК, либо который следует за годом, по итогам которого определен убыток КИК (п.2 ст.25-14 НК РФ).

Новый срок представления уведомления о КИК применяется, начиная с уведомления о КИК за 2020 год, которое должно быть представлено в срок до 30 апреля 2021 года.

Изменение срока представления уведомлений о КИК не относится к контролирующим лицам- организациям, они представляют уведомления о КИК в прежнем порядке — не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК либо который следует за годом, по итогам которого определен убыток КИК.

Таким образом, начиная с отчетности за 2020 год, срок представления в ИФНС физическими лицами уведомления о КИК совпадает со сроком подачи налоговой декларации по форме 3-НДФЛ.

2. Увеличение суммы штрафа за непредставление или несвоевременное представление уведомления о КИК со 100 тысяч рублей до 500 тысяч рублей.

С 09 декабря 2020 г.  неправомерное непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о КИК за календарный год или представление контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о КИК, содержащего недостоверные сведения,  влечет взыскание штрафа в размере 500.000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения (ст. 129.6 НК РФ).

3. Обязанность представлять финансовую отчетность КИК.

С 9 декабря 2020 г. внесены изменения в п.5. ст.25-15 НК РФ.

Начиная с отчетности за 2020 год, налогоплательщик — контролирующее лицо — подтверждает размер прибыли (убытка) контролируемой этим лицом иностранной компании путем представления следующих документов:

— финансовая отчетность КИК, составленная в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год, или в случае отсутствия финансовой отчетности — иные документы, подтверждающие прибыль (убыток) такой компании за финансовый год;

— аудиторское заключение по такой финансовой отчетности КИК, если в соответствии с личным законом или учредительными (корпоративными) документами этой КИК установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности или аудит осуществляется иностранной организацией добровольно.

Указанные документы представляются независимо от наличия обязанности по учету дохода в виде прибыли КИК в налоговой базе контролирующего лица по соответствующему налогу в следующие сроки:

налогоплательщиками — организациями — вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль (т.е. за 2020 год —  до 28 марта 2021 г.);

налогоплательщиками — физическими лицами  — вместе с уведомлением о КИК (т.е. за 2020 год — до 30 апреля 2021 г.).

Документы (их копии), составленные на иностранном языке, должны быть переведены на русский язык.

Таким образом, при подаче в ИФНС уведомления о КИК за 2020 год до 30 апреля 2021 г. контролирующему физическому лицу необходимо приложить:

— копии финансовой отчетности КИК (а также в установленных случаях аудиторское заключение по такой финансовой отчетности КИК) за 2019 год, с переводом на русский язык;

— если финансовая отчетность отсутствует, то иные документы, подтверждающие прибыль (убыток) КИК за 2019 год с переводом на русский язык.

!!! Указанные документы представляются вместе с уведомлением о КИК за 2020 год вне зависимости от финансовых результатов деятельности КИК.

4. Введение штрафа за непредставление подтверждающих документов по КИК вместе с уведомлением (декларацией).

Непредставление налоговому органу документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК, в срок, установленный п.5 статьи 25.15 НК РФ, либо представление таких документов с заведомо недостоверными сведениями, влечет взыскание штрафа с контролирующего лица в размере 500.000 рублей.

!!! Т.е. штраф в размере 500.000 рублей может быть взыскан в случае непредставление финансовой отчетности КИК (или представления недостоверной отчетности):

— организацией  —  одновременно с налоговой декларацией по налогу на прибыль;

— контролирующим физическим лицом —  одновременно с уведомлением о КИК.

5. Истребование налоговым органом документов в отношении КИК и новые штрафы за их непредставление.

П.9 ст.25.13-1 НК РФ установлено, что для применения освобождения от налогообложения прибыли КИК налогоплательщик, осуществляющий контроль над иностранной компанией, представляет в налоговый орган по месту своего нахождения документы, подтверждающие соблюдение условий для такого освобождения.

Документы представляются в те же сроки, что и уведомление о КИК, и подлежат переводу на русский язык в части, необходимой для подтверждения соблюдения условий для освобождения прибыли КИК от налогообложения.

Если налогоплательщик не представил в налоговый орган:

— документы, подтверждающие размер прибыли (убытка) КИК (т.е. финансовую отчетность КИК);

— в случае заявления в уведомлении о КИК освобождения от налогообложения – документы, необходимые для подтверждения льготы,

налоговый орган вправе истребовать указанные документы (в т.ч. за три предшествующие календарных года).

Запрашиваемые документы должны быть представлены в течение 1 месяца с даты получения требования и подлежат переводу на русский язык в части, необходимой для подтверждения соблюдения условий для освобождения прибыли КИК от налогообложения или подтверждения размера прибыли (убытка) КИК.

!!! За непредставление контролирующим лицом истребуемых документов в течение 1 месяца после получения требования налоговым органом может быть наложен штраф в размере 1 млн. рублей (п.1.1-1 ст. 126 НК РФ).

В случае, если налогоплательщиком после получения требования о представлении документов, подтверждающих освобождение от налогообложения, представлено уточненное уведомление о КИК без отражения ранее заявленной льготы, он не подлежит привлечению к ответственности по п.1.1-1 ст. 126 НК РФ.

6. Введение налога с фиксированной прибыли КИК.

С налогового периода 2020 года физические лица, являющиеся контролирующими лицами иностранных компаний, могут уплачивать НДФЛ с фиксированной прибыли таких организаций (ст. 227.2 НК РФ). Для целей налогообложения у контролирующего лица она будет заменять фактические размеры прибыли КИК.

Чтобы перейти на новый режим налогообложения необходимо представить соответствующее уведомление (форма – в Письме ФНС России от 18.11.2020 №ШЮ-4-13/18954@).

Чтобы перейти на уплату налога с фиксированной прибыли КИК с 2020 года уведомление следует представить в налоговый орган по месту жительства налогоплательщика в срок до 1 февраля 2021 года. Для следующих налоговых периодов его следует направлять до 31 декабря года, начиная с которого физическое лицо планирует уплачивать налог с фиксированной прибыли КИК.

Фиксированная сумма прибыли устанавливается:

— в размере 38.460.000 рублей за налоговый период 2020 года (налог 5 млн. рублей с учетом ставки НДФЛ 13%);

— 34.000.000 рублей за последующие налоговые периоды начиная с 2021 года (налог 5 млн. рублей с учетом ставки НДФЛ 15%).

Т.е. сумма фиксированного налога — 5 млн. рублей.

Особенности налогового режима:

1) Указанный фиксированный налог 5 млн. рублей применяется в отношении всех КИК вне зависимости от размера прибыли каждой из них.

2) Налогоплательщик вправе не представлять в налоговый орган документы, подтверждающие размер прибыли (убытка) КИК, в отношении прибыли, относящейся к периодам применения данного порядка уплаты налога (п. 9 ст. 25.15 НК РФ).

3) Налогоплательщик не сможет применить освобождение от налогообложения прибыли КИК по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 25.13-1 НК РФ.

4) Налогоплательщик не сможет применить освобождение от налогообложения доходов контролирующего лица, полученных от КИК в результате распределения ее прибыли в период применения данного режима (п. 66 ст. 217 НК РФ).

!!!! Т.е. в случае распределения прибыли КИК в виде дивидендов физическое лицо будет уплачивать НДФЛ без возможности зачета уплаченного фиксированного налога в размере 5 млн рублей.

5) Налогоплательщик не сможет уменьшить налог с фиксированной прибыли на суммы налога:

  • уплаченные контролирующим лицом в иностранном государстве со своих доходов (п. 1 ст. 232 НК РФ);
    • исчисленные с прибыли КИК (ее постоянного представительства) в соответствии с законодательством иностранных государств и (или) в РФ (в том числе удержанные у источника выплаты дохода) (п. 11 ст. 309.1 НК РФ).

6) Убыток КИК, полученный до и после перехода на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли, контролирующее лицо может учесть только в периодах после отказа от такой уплаты (п. 12 ст. 309.1 НК РФ).

7) После перехода на такой порядок уплаты НДФЛ с 2020 г. или 2021 г. отказаться от него можно не ранее чем через три года.

При повторном переходе, а также при первичном переходе с 2022 г. и позднее отказ допускается не ранее чем через пять лет (п. 3 ст. 227.2 НК РФ). Данные временные ограничения на отказ перестают действовать, если законодательно будет повышен размер облагаемой фиксированной прибыли (п. 4 ст. 227.2 НК РФ).

8) У налогоплательщика нет обязанности уплачивать налог с фиксированной прибыли за те периоды, в течение которых он перестал быть контролирующим лицом в отношении всех КИК (п. 3 ст. 227.2 НК РФ).

 Таким образом, оценку целесообразности перехода на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли КИК в большинстве случаев необходимо проводить индивидуально, с учетом особенностей КИК и их финансовых результатов.  

Рекомендуем учесть указанные изменения законодательства о контролируемых иностранных компаниях, в частности, заранее организовать процесс получения и перевода на русский язык финансовой отчетности КИК за 2019 год (при необходимости также аудиторского заключения).

Также рекомендуем воспользоваться услугами наших специалистов для составления и представления в налоговые органы уведомлений о КИК, оформления подтверждающих документов, проведения анализа целесообразности перехода на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли КИК.