На главную
E-mail

О компанииПрайс-листКонтакты

English version

 Вид для печати

Наши юристы отвечают:


1. Если гражданин России является резидентом другой страны и приобретает недвижимость в другой стране, то должен ли он ставить в известность налоговые органы России о своем приобретении и об источниках денежных средств, потраченных на это приобретение?

Статья 23 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) содержащая перечень обязанностей налогоплательщиков, предусматривает, что налогоплательщик обязан встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ. Статьей 83 НК РФ установлено, что налогоплательщики – физические лица обязаны встать на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества. Согласно статье 85 НК РФ постановка на учет осуществляется на основании сведений, которые сообщаются в налоговые инспекции органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в России это Федеральная регистрационная служба и ее подразделения). Следовательно, физическое лицо обязано встать на налоговый учет только по месту нахождения недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации.
Что касается информирования налоговых органов о средствах, потраченных на приобретение указанного недвижимого имущества, то это зависит от источника получения данных средств, то есть если данные средства были получены в виде доходов на территории Российской Федерации, то физическое лицо, не являющееся налоговым резидентом РФ, обязано представить в налоговый орган налоговую декларацию, даже в случае, если оно не является налоговым резидентом РФ (ст. 207 НК РФ).
Следует также отметить, что со второй половины 2003 г. в РФ отменен налоговый контроль за расходами физических лиц, направленный на сопоставление расходов на приобретение объектов движимого и недвижимого имущества с доходами, полученными физическими лицами - налоговыми резидентами РФ. (Федеральный закон от 07.07.2003 г. № 104-ФЗ).
В соответствии с налоговым законодательством РФ у физического лица нет обязанности подавать информацию об источниках средств, потраченных на приобретение какого-либо имущества, в том числе недвижимого.


2. Различается ли как-то приобретение недвижимости по договорам купли-продажи и по договорам дарения? Если да – то как? Налог на доходы физ.лиц – шкала или 13 % ?

А) Приобретение недвижимости по договору купли-продажи.
Приобретение физическим лицом недвижимости по договору купли-продажи в общем случае не приводит к налогообложению налогом на доходы физических лиц (НДФЛ).
В соответствии со ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
Согласно ст.212 НК РФ к доходам налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, относится материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику;
При получении налогоплательщиком дохода в виде указанной материальной выгоды налоговая база определяется как превышение цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), реализуемых лицами, являющимися взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику, в обычных условиях лицам, не являющимся взаимозависимыми, над ценами реализации идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) налогоплательщику.
Таким образом, единственной ситуацией, когда возможно налогообложение операции приобретения недвижимости физическим лицом по договору купли-продажи, является заключение сделки со взаимозависимым лицом по цене, ниже рыночной, например, когда организация-продавец реализовывала аналогичную недвижимость другим физическим лицам по значительно более высоким ценам.
В этом случае у физического лица может появиться налоговая база по НДФЛ в размере указанной разницы, которая будет облагаться по ставке 13% для налоговых резидентов РФ и ставке 30% для лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.
В соответствии со ст.20 НК РФ взаимозависимыми лицами признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. Например, когда одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению; лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
Кроме того, суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).
В любом случае, доказательство взаимозависимости и отклонения цены сделки от рыночной лежит на налоговых органах и на практике бывает довольно затруднительно.
Б) Получение недвижимости по договору дарения.
Согласно ст.210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
В соответствии с п.2 ст.211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относятся полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе. В этом случае налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ, т.е. рыночных цен.
Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
Таким образом, в общем случае, при получении физическим лицом недвижимости по договору дарения у него появляется налоговая база по НДФЛ в размере рыночной стоимости полученной недвижимости.
Указанный доход облагается по ставке 13% для налоговых резидентов РФ и ставке 30% для лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.
Исключением из данного правила в настоящий момент является получение недвижимости по договору дарения от физических лиц.
В соответствии со ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке наследования или дарения, за исключением вознаграждения, выплачиваемого наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также открытий, изобретений и промышленных образцов.
Согласно п.28 ст.217 НК РФ не подлежит налогообложению стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей, и не подлежащих обложению налогом на наследование или дарение в соответствии с действующим законодательством в размере, не превышающем 2000 рублей за налоговый период.
Таким образом, в 2005 году получение недвижимости физическим лицом от юридических лиц облагается НДФЛ за вычетом 2000 рублей, от физических лиц – не облагается.
С 01 января 2006 года в связи с принятием Федерального закона от 01.07.2005 г. №78-ФЗ будут освобождаться от налогообложения НДФЛ доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев.
Однако доходы, полученные в порядке дарения, в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), будут по-прежнему льготироваться.
Таким образом, порядок налогообложения НДФЛ при получении недвижимости по договору дарения зависит от того, от кого получено данное имущество.
При получении недвижимости по договору дарения в 2005 году имущество облагается налогом на дарение в соответствии с Федеральным Законом РФ от 12.12.1991 г. №2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» по ставкам, зависящим от стоимости недвижимости.
Указанный Закон утрачивает силу с 1 января 2006 года в связи с принятием Федерального закона от 01.07.2005 г. №78-ФЗ, поэтому с 2006 года получение недвижимости по договору дарения облагается только НДФЛ в указанных выше случаях.


3. Различается ли как-то приобретение и владение недвижимостью в странах дальнего и ближнего зарубежья? Если да, то как (какие особенности)?

Поскольку законодательство Российской Федерации не предусматривает получения каких-либо разрешений/лицензия для приобретения гражданами РФ недвижимого имущества за рубежом, соответственно никаких различий с точки зрения регулирования данных правоотношения российским законодательством нет. Указанная операция может лишь подпадать под действие Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в том случае, если приобретатель недвижимого имущества планирует использовать в качестве средства платежа иностранную валюту, и при этом данная валютная операция будет осуществляться на территории Российской Федерации.


4. Есть ли в России налог на недвижимость за рубежом? Если да, то как он начисляется?

Согласно международным нормам по общему правилу недвижимость облагается налогом на имущество по законодательству того государства, на территории которого находится.
В настоящее время в РФ действует налог на имущество физических лиц, установленный Федеральным законом от 09.12.1991 г. № 2003-1. В соответствии с данным законом налогоплательщиками налога являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории РФ в собственности жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
Таким образом, налог на недвижимость физических лиц за рубежом в РФ не установлен.


5. Может ли гражданин России быть учредителем (соучредителем) компании в иностранном государстве?

Действующее законодательство РФ не содержит положений, ограничивающих права граждан России на учреждение/соучреждение юридических лиц за рубежом либо их участие в уставных капиталах иностранных юридических лиц путем приобретения долей/акций по иным основаниям, в том числе ограничений, связанных с получением ими предварительно каких-либо разрешений либо лицензий. Стоит лишь отметить, что в соответствии с частью 7 статьи 7 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и принятым в ее исполнение Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. N 204, при осуществлении расчетов и переводов при приобретении резидентами у нерезидентов долей в уставном юридических лиц, резидент обязан резервировать сумму, равную в эквиваленте 25 процентам суммы осуществляемой валютной операции, на срок 15 календарных дней. Кроме того, необходимо учитывать законодательство страны, на территории которой будет учреждаться юридическое лицо, поскольку законодательством отдельных государств могут устанавливаться ограничение на участие иностранного капитала.


6. Если для приобретения недвижимости за рубежом и покупки корпоративных прав зарубежной компании нужны лицензии, то это разные лицензии или нет? И лицензии чего ? ( Нацбанка ? )

Как уже было отмечено в ответе на вопрос № 3, никаких лицензий либо разрешений для приобретения недвижимости либо корпоративных прав за рубежом российское законодательство не предусматривает. Такие разрешения могут предусматриваться законодательством страны, где находится недвижимое имущество либо юридическое лицо, корпоративные права в отношении которого приобретаются (например, может потребоваться предварительное согласие антимонопольных органов на приобретение определенного пакета акций/долей в уставном капитале юридического лица). Однако, если приобретателем корпоративных прав будет являться российское юридическое лицо или гражданин РФ, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, то такие лица обязаны в месячный срок со дня такого участия письменно сообщить в налоговый орган по месту своего налогового учета о таком участии с указанием реквизитов иностранной организации и процента участия (пункт 2 ст.23 НК РФ).


7. Есть ли список стран, попадающих под особый контроль налоговых органов, при приобретении корпоративных прав компаний в этих странах гражданином России?

Физическому лицу – резиденту РФ в соответствии со ст. 8 часть 2 пункт 3 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее – Закон) для покупки внешних ценных бумаг у нерезидента необходимо открытие специального счета, а согласно ст. 2.1.1. Инструкции №116-И от 7 июня 2004 г. таким счетом в нашем случае будет специальный счет типа «Ф» в иностранной валюте в уполномоченном банке.
В то же время следует упомянуть, что в соответствии с ч.9 ст.8 Закона и п.2.4. Инструкции №116-И расчеты и переводы между физическими лицами - резидентами и нерезидентами, связанные с приобретением и отчуждением внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами), на сумму до 150 000 долларов США в течение календарного года осуществляются физическими лицами - резидентами без использования специальных счетов.
Что касается списка стран, Закон не устанавливает какие-либо ограничения относительно страны происхождения внешних ценных бумаг и/ или лиц, у которых приобретаются внешние ценные бумаги.


8. Ставятся ли об этом в известность налоговые органы России? Если да, то какая форма отчетности и сроки ее подачи?

Поскольку указанный вопрос является конкретизирующим вопрос № 6 и в связи с тем, что для приобретения недвижимости либо корпоративных прав за рубежом не предусмотрено получение каких-либо разрешений или лицензий в Российской Федерации, соответственно, обязанности предоставлять органам государственной власти в какой-либо форме отчетность, или информировать их о том, состоялась ли такая сделка, также нет. Как уже было отмечено в ответе на вопрос № 6, российские юридические лица и граждане РФ, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей обязаны информировать налоговый орган о своем участии в иностранных организациях. Но даже в этом случае обязанности предоставлять отчетность в налоговой орган законодательством РФ не предусмотрено. Однако, указанное обстоятельство не освобождает граждан и юридические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, от уплаты налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций соответственно, в случае получения ими дивидендов от владения корпоративными правами иностранных организаций и доходов, полученных от сдачи в аренду или иного использования недвижимого имущества, а также предоставления налоговых деклараций по этим налогам.


9. Подается ли в налоговые органы России информация об источниках средств, потраченных на покупку корпоративных прав?

Со второй половины 2003 г. в РФ отменен налоговый контроль за расходами физических лиц, направленный на сопоставление расходов на приобретение объектов движимого и недвижимого имущества с доходами, полученными физическими лицами - налоговыми резидентами РФ. (Федеральный закон от 07.07.2003 г. № 104-ФЗ).
В соответствии с налоговым законодательством РФ у физического лица нет обязанности подавать информацию об источниках средств, потраченных на приобретение какого-либо имущества, в том числе корпоративных прав.
В соответствии со ст. 229 НК РФ в определенных случаях установлена обязанность налогоплательщика представить в налоговый орган налоговую декларацию по НДФЛ, в которой указываются все полученные в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.
Таким образом, контролю подлежит не расходование средств физическим лицом, а их получение в виде дохода.


10. Если гражданин России получил корпоративные права в юридическом лице – нерезиденте (аналоге российского ООО) по договору дарения - предоставляется ли информация налоговикам? Если да – то какая?

В настоящий момент в соответствии со ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке наследования или дарения, за исключением вознаграждения, выплачиваемого наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также открытий, изобретений и промышленных образцов.
Согласно п.28 ст.217 НК РФ не подлежит налогообложению стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей, и не подлежащих обложению налогом на наследование или дарение в соответствии с действующим законодательством в размере, не превышающем 2000 рублей за налоговый период.
Таким образом, в 2005 году получение корпоративных прав физическим лицом от юридических лиц облагается НДФЛ за вычетом 2000 рублей, от физических лиц – не облагается.
Изменения законодательства в этой области с 01 января 2006 года рассмотрены в вопросе 2.
Обязанность налогоплательщика представить в налоговый орган налоговую декларацию по НДФЛ установлена ст. 229 НК РФ. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В частности, согласно ст.228 НК РФ налоговую декларацию обязаны подавать:
- физические лица при получении доходов от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера;
- физические лица при получении доходов от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности;
- физические лица - налоговые резиденты РФ, получающие доходы от источников, находящихся за пределами РФ;
- физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами;
- физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр.
Указанные налогоплательщик самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет.
Согласно ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в РФ, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму НДФЛ.
При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Невозможностью удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев.
Таким образом, при получении по договору дарения корпоративных прав от физического лица налогоплательщик не должен подавать декларацию в налоговые органы, поскольку у него не возникает облагаемого дохода. При получении корпоративных прав от юридического лица налогоплательщик должен представить в налоговый орган декларацию в том случае, если налог не был удержан налоговым агентом – организацией, от которой эти корпоративные права получены.


11. Различается ли как-то владение корпоративными правами компаний в странах дальнего и ближнего зарубежья? Если да, то как (какие особенности)?

Действующее законодательство РФ не дифференцирует правовое регулирование владения корпоративными правами иностранных юридических лиц в зависимости от страны их регистрации. Как уже было сказано выше, государственный контроль ограничивается предоставлением российскими юридическими лицами и гражданами РФ, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, однократно информации налоговому органу об участии в иностранных организациях и уплатой соответствующих налогов в случае получения доходов в виде дивидендов от владения корпоративными правами. Получения каких-либо лицензий/разрешений как условия совершения сделок по приобретению корпоративных прав российское законодательство не предусматривает.

12. При открытии гражданином России счетов в зарубежных банках нужна ли лицензия Нацбанка? Подается ли эта информация в налоговые органы ( куда, сроки подачи, форма отчетности)?

Нет, получения лицензии Банка России для открытия счета за пределами РФ действующее законодательство не предусматривает. Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов), указанных в части 1 статьи 12, не позднее месяца со дня заключения (расторжения) договора об открытии счета (вклада) с банком, расположенным за пределами территории Российской Федерации, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Частью 1 статьи 12 Закона установлено, что резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
Таким образом, если резидент-физическое лицо открывает счет в банке, находящемся на территории государств-членов ОЭСР и ФАТФ, то у него существует лишь обязанность по уведомление об открытии такого счета налогового органа по месту своего учета и обязанность представлять в налоговые органы по месту своего учета отчет об остатках средств на счетах (во вкладах) в банках за пределами территории РФ по состоянию на начало каждого календарного года (ч.7 ст.12 Закона).
Резиденты же юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами.
Что касается открытия счетов в банках, расположенных на территориях иностранных государств, не являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), а также счетов в валюте РФ в банках, расположенных на территории государств являющихся членами ОЭСР и ФАТФ, и то здесь действует Указание Центрального Банка РФ от 30 марта 2004 г. N 1411-У "Об открытии физическими лицами - резидентами счетов в банках за пределами территории Российской Федерации", в соответствии с которым физические лица - резиденты открывают банковские счета в валюте РФ в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, не являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), а также банковские счета в валюте РФ в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), после предварительной регистрации открываемого счета в налоговых органах по месту учета резидента в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России.
Стоит также отметить, что на сегодняшний день данный порядок Правительством РФ не утвержден, а с 01.01.2007 года требование о предварительной регистрации таких счетов вообще утрачивает силу.
К иностранным государствам, являющимся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), относятся: Австралия (ОЭСР, ФАТФ); Австрийская Республика (ОЭСР, ФАТФ); Аргентинская Республика (ФАТФ); Великое Герцогство Люксембургское (ОЭСР, ФАТФ); Венгерская Республика (ОЭСР); Греческая Республика (ОЭСР, ФАТФ); Ирландия (ОЭСР, ФАТФ); Итальянская Республика (ОЭСР, ФАТФ); Канада (ОЭСР, ФАТФ); Королевство Бельгии (ОЭСР, ФАТФ); Королевство Дания (ОЭСР, ФАТФ); Королевство Испания (ОЭСР, ФАТФ); Королевство Нидерланды (ОЭСР, ФАТФ); Королевство Норвегия (ОЭСР, ФАТФ); Королевство Швеция (ОЭСР, ФАТФ); Мексиканские Соединенные Штаты (ОЭСР, ФАТФ); Новая Зеландия (ОЭСР, ФАТФ); Португальская Республика (ОЭСР, ФАТФ); Республика Исландия (ОЭСР, ФАТФ); Республика Корея (ОЭСР); Республика Польша (ОЭСР); Республика Сингапур (ФАТФ); Словацкая Республика (ОЭСР); Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (ОЭСР, ФАТФ); Соединенные Штаты Америки (ОЭСР, ФАТФ); Специальный административный район КНР Сянган (Гонконг) (ФАТФ); Турецкая Республика (ОЭСР, ФАТФ); Федеративная Республика Бразилия (ФАТФ); Федеративная Республика Германия (ОЭСР, ФАТФ); Финляндская Республика (ОЭСР, ФАТФ); Французская Республика (ОЭСР, ФАТФ); Чешская Республика (ОЭСР); Швейцарская Конфедерация (ОЭСР, ФАТФ); Япония (ОЭСР, ФАТФ).


13. Подается ли в налоговые органы России информация о доходах гражданина России за рубежом (например, если дивиденды от владения корпоративными правами зарубежной компании получены на счет гражданина России в иностранном банке)?

Для целей НК РФ под физическими лицами - налоговыми резидентами РФ подразумеваются физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году (п.2 ст.11 НК РФ).
В соответствии со ст. 209 НК РФ для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ объектом налогообложения НДФЛ признается доход, полученный от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ.
Согласно п. 3 ст. 208 НК РФ к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, в частности, относятся дивиденды и проценты, полученные от иностранной организации, за исключением процентов, полученных от постоянного представительства иностранной организации в РФ.
Таким образом, дивиденды, полученные налоговым резидентом РФ от иностранной компании на счет в зарубежном банке, облагаются НДФЛ на территории РФ.
Как уже указывалось выше, в соответствии со ст.228 НК РФ физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ и получающие доходы от источников, находящихся за пределами РФ, обязаны по окончании налогового периода подать в налоговый орган налоговую декларацию, самостоятельно исчислить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, и уплатить ее по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Поэтому если гражданин РФ находится в календарном году на территории РФ не менее 183 дней, и, следовательно, является налоговым резидентом РФ, он обязан подать декларацию и уплатить налог с полученных от иностранной компании дивидендов.
Согласно п.2 ст.209 НК РФ для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, объектом налогообложения признается только доход, полученный от источников в РФ. Таким образом, если гражданин РФ не является налоговым резидентом РФ, т.е. находится на территории РФ менее 183 дней в году, то доходы в виде дивидендов от иностранной организации (от источников за пределами РФ) в РФ налогом не облагаются и соответственно, заявлять о них в налоговые органы не требуется.


14. С какими странами в России подписаны договоры о двойном гражданстве?

В соответствии со ст. 62 Конституции РФ гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Статьей 6 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" № 62-ФЗ, установлено, что гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
Таким, образом, из анализа приведенных норм можно сделать вывод, что российский гражданин может одновременно иметь и гражданство иностранного государства, но только в одном из следующих случаев: 1) если такую возможность предусматривает федеральный закон; 2) если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
В настоящее время действуют следующие международные договоры Российской Федерации, позволяющие гражданам РФ иметь двойное гражданство:
  • Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (Ашгабат, 23 декабря 1993 г.);
  • Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 г.).

15. Требуется ли в России разрешение на получение кредита на юридическое лицо от юридического лица-нерезидента – не кредитного учреждения? (проще – какое разрешение нужно, чтобы получить кредит от зарубежной фирмы на фирму в России?) Если нужно – то какой организации, процедура получения разрешения и сроки получения разрешения?

Гражданским кодексом РФ установлено, что стороной договора кредита может являться лишь банк или иная кредитная организация, соответственно кредитный договор, по которому денежные средства будут предоставляться не кредитной организацией будет недействительным. Однако, указанные в вопросе юридические лица могут заключить между собой договор возмездного займа.
Для заключения договора займа с иностранным юридическим лицом также не требуется каких-либо разрешений или лицензий. Но следует обратить внимание на положения Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Так, п.2. ст.8 данного Закона установлено, что требование об использовании специального счета резидентом может быть установлено Центральным банком РФ при регулировании валютных операций, осуществляемых между резидентами и нерезидентами, к которой относится в том числе осуществление расчетов и переводов при получении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами от нерезидентов. Пунктом 2.3. Инструкции Центрального банка РФ от 7 июня 2004 г. N 116-И "О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов" предусмотрено, что расчеты и переводы при получении резидентами кредитов и займов в иностранной валюте от нерезидентов осуществляются резидентами без использования специальных счетов, если на основании соответствующего кредитного договора или договора займа срок возврата основной суммы долга составляет более трех лет.
В случае же, если срок возврата основной суммы долга составляет менее трех лет, то юридическому лицу – заемщику открывается в уполномоченном банке специальный счет типа «Р 1» для зачисления на него средств полученных по договору займа (пункт 2.1.2. Инструкции N 116-И).

   

Copyright MONOLIT 2010

 

Телефон: (499) 978-44-77, (499) 973-58-88 E-mail: consult@monolit.ru


Warning: Unknown: Your script possibly relies on a session side-effect which existed until PHP 4.2.3. Please be advised that the session extension does not consider global variables as a source of data, unless register_globals is enabled. You can disable this functionality and this warning by setting session.bug_compat_42 or session.bug_compat_warn to off, respectively in Unknown on line 0